Крановые стрелы телескопической конструкции
« НазадПо конструкции и функциональному назначению телескопические стрелы КМУ не отличаются от автокрановых стрел аналогичной конструкции. Поскольку автокраны предназначены для работы с грузами значительно большей массы, чем КМУ, то их стрелы должны соответственно выдерживать и значительно большую нагрузку. Именно это отличие и обусловило тот факт, что современное производство стрел автомобильных кранов стремится использовать т.н. овоидный (закругленный) профиль, т.е. в сечении такая стрела является «овоидом». Другой распространенный тип сечения стрел - коробчатый. Самый простой коробчатый тип стрелы имеет 4-х гранный профиль. Подробную информацию о конструкциях стрел КМУ читайте здесь
Сейчас четырехгранные стрелы практически не применяются в новых моделях КМУ, хотя и остались в некотрых отечественных и зарубежных типах кранов.
- Преимуществами стрел такого типа является дешевизна, т.к. для коробчатых стрел можно использовать дешевые марки стали. Кроме того четырехгранные стрелы наиболее просты в изготовлении.
- Недостатки такой конструкции, проявляющиеся при больших нагрузках в том, что при подъеме груза в плоскости подвеса основная нагрузка приходится на верхний и нижний листы стрелы. А боковые листы сохраняют форму стрелы, при этом верхняя половина на работает на растяжение, а нижняя на сжатие. Казалось бы, боковые листы стрелы можно изготовить более тонкими, что и делают чаще всего. Но при повороте с грузом возникают значительные боковые нагрузки, и эти листы стрелы начинают работать на изгиб, что может привести к деформации тонкой стенки. Поэтому при изготовлении четырехгранных стрел используют ребра жесткости, но они утяжеляют стрелу, а также увеличивают затраты на ее изготовление. Вот почему конструкторы стрел как кранов, так и КМУ в поисках оптимальной конструкции перешли к разработке многогранных стрел, а также т.н. овоидных.
На картинке ниже возможные профили стрел для кранов-манипуляторов на примере изготавливаемых в нашей компании:
Поскольку краны-манипуляторы максимальной грузоподъемности более 25 т – большая редкость, то все известные модели КМУ используют 4,5,6,7,8-ми гранные стрелы, а вот для тяжеловесных автокранов применяют и овоидные – которые являются наиболее дорогостоящими, но и самыми устойчивыми. Арочная форма овоидной стрелы перераспределяет вертикальную нагрузку в радиальную и работает на только сжатие, а не на растяжение, причем по всей своей поверхности, распределяя напряжения на бОльшую площадь. Только верхняя часть овоидного профиля стрелы работает на растяжение, поэтому верхнюю полку целесообразно делать широкой. А нижний полукороб секции такой стрелы представляет собой перевернутую арку в чистом виде.
Стрела овоидного сечения 70-ти тонного автокрана "Галичанин"