Тенденции на российском рынке КМУ и услуг, относящихся к манипуляторам
« НазадКак повлияли санкции на продажи манипуляторов и спрос на услуги, связанные с КМУ в России и какие тенденции наблюдаются на рынке кранов-манипуляторов? Уже сейчас можно сделать некоторые предварительные выводы, основанные на статистических данных и анализе ситуации.
Рынок новых кранов-манипуляторов
Хотя статистических данных по объему продаж КМУ в открытом доступе нет, однако информация по автокранам и другой спецтехнике(продажи новой импортной дорожно-строительной и спецтехники в РФ в 3-ем квартале текущего сократились на 43,4%) позволяет сделать выводы, что
- Общий объем продаж новых кранов-манипуляторов снизился.
- Произошла переориентация рынка импортных манипуляторов с европейских и японских на китайские модели. (Возможно выросли и продажи турецких гидроманипуляторов, однако пока данных нет).
Южнокорейские компании хотя и присоединились к санкциям, это коснулось только поставок новых КМУ, гарантийные обязательства по запчастям и ремонту не были аннулированы.
Китайские компании активно выходят на российский рынок кранов-манипуляторов, что проявилось в появлении новых брендов Zoomlion (Зумлион) и Shaoye (Шаое). Точнее, эти компании присутствовали на российском рынке и ранее, но очень слабо, сейчас же рост продаж спецтехники производства Shaoye вырос на 7% по данным Авито Авто.
Что касается китайских КМУ (помимо вышеперечисленных к ним относится хорошо известные манипуляторы XCMG), то необходимо учесть, что в Китае в отличие от других стран, где о коронавирусе(точнее о карантинных мероприятиях!) почти забыли, КОВИД19 оказывает серьезное влияние на логистику и производство (закрываются на карантин целые заводы, пограничные пункты и т.д.), что может сделать как поставки манипуляторов, а в особенности запчастей довольно нестабильными. Если посмотреть на ситуацию с шасси, на которое производится установка манипулятора, то здесь лидирует в текущем году КАМАЗ. Что не удивительно, т.к. в 2022 году согласно статистике Авито Авто 46,7% предложения в категории новых грузовиков и 28,7% спроса пришлось на продукцию этого производителя.
Рынок б/у манипуляторов
Здесь в целом особых изменений не наблюдается за исключением того, что монтаж КМУ, снятых с шасси также осуществляется все больше на отечественные КАМАЗы, поскольку сама краноманипуляторная установка обычно эксплуатируется значительно дольше, чем ее база и б/у манипуляторы устанавливают и на новые шасси.
Единственное направление в этом сегменте, где санкции вызвали значительный рост – ремонт кранов-манипуляторов. В этом сегменте рынка преимущество получат компании, изготавливающие запчасти/узлы/детали, способные заменить аналогичные в импортных КМУ, поскольку при этом фактически происходит замена на новую запасную часть!