Статьи
« НазадHIAB или HMF – кто изобрел современную КМУ? 21.07.2022 00:00Интернет наполнен тиражируемой в разных видах информацией о том, что якобы современный автомобильный кран-манипулятор изобрел в США датский эмигрант Арне Бундгаард Йенсен (Arne Bundgaard Jensen) в начале 50-х годов ХХ века. Изобретатель КМУ основал тогда еще мастерскую по производству кузовов для самосвалов, «кранов для грузовиков» (так тогда назывался кран-манипулятор). В последствии «мастерская» превратилась в одну из известнейших транснациональных корпораций – концерн HMF – другие названия Hojbjerg Maskinfabrik (HMF Group), который выпускает манипуляторы и в наше время. По другим данным, КМУ впервые были запущены в серийное производство в Швеции в 1947 году другой, не менее известной в настоящее время корпорацией HIAB. Это была модель HIAB 190. А уже следующая серия HIAB 192 успешно покорила рынок ФРГ.
Мы не будем устанавливать точную хронологию событий, чтобы выяснить, кто же юридически может считаться первым производителем КМУ в том виде, котором мы понимаем автомобильный кран-манипулятор сегодня. Гораздо интереснее то, что идеи, лежащие в основе изобретений были несколько разными! Арне Бундгаарда Йенсена вдохновляла идея портативного крана для стесненных городских условий с узкими улочками, плотной застройкой и др. «прелестями» старых городов Западной Европы. Шведы же продвигали свою идею в индустрию лесозаготовки, где использование КМУ давало преимущество в экономии рабочей силы. Водитель грузовика становился одновременно и оператором КМУ HIAB. Кран-манипулятор быстро завоевал популярность в Швеции именно на лесозаготовке. Все остальные свои функции манипулятор приобрел уже в континентальной Европе.
Тем не менее, у манипуляторов этих двух производителей была важная общая черта - конструкция стрелы на основе шарниров(складная), что и явилось в дальнейшем причиной термина "манипулятор" в названии этих крановых установок. Японцы же использовали совершенно иную конструкцию - выдвигающиеся секции стрелы(как в подзорной трубе), что также послужило причиной названия "телескопические" для этих кранов-манипуляторов История изобретения и распространении КМУ очень интересна и поучительна, т.к. на ее примере можно видеть, как различные идеи привели к созданию многофункционального механизма, столь необходимого нашей столице - Москве. Кстати, первые советские краны-манипуляторы появившиеся менее, чем через 10 лет после европейских были созданы также на основе шарнирно-сочлененной конструкции стрелы. Компания КранТракСервис может предложить краны-манипуляторы б/у для любых целей в зависимости от требований покупателя. |