Статьи
« НазадАвтокран и манипулятор: родственники – конкуренты 23.02.2021 00:00Крановый манипулятор, если рассматривать его как грузоподъемное устройство, ближайший родственник автокрана, а если речь идет о телескопических тросовых КМУ, то и вовсе «младший брат», т.к. тросовая подвеска крюка аналогична используемой в автокранах, как и механизм выдвижных секций стелы. В тоже время в целом сходство между этими двумя механизмами гораздо больше функциональное, чем конструктивное – и автокран и манипулятор в основном выполняют погрузочно-разгрузочные работы. Различий в конструкции даже с тросовыми КМУ достатгчно много. Так, например, кран-манипулятор не использует противовес, поэтому все КМУ для повышения устойчивости снабжены специальными опорами – аутригерами. Шарнирные или Z образные модели манипулятоов и вовсе не похоже на автокраны даже по принципу действия. Как возникли КМУВообще, крановые манипуляторы были разработаны исходя из специфических задач – погрузочно/разгрузочных работ в стесненных или специфических условиях (например, через препятствие, в проемы, ниже уровня грунта и т.п.), а также для повышения эффективности работ с малыми грузами, особенно при перевозках на сравнительно небольшие расстояния. Первые манипуляторы были Z образными в Европе и L-образными в Японии.
Отдельную нишу заняли манипуляторы для леса - гидроманипуляторы, предназначенные исключительно для погрузки-разгрузки при заготовке леса. Являются ли КМУ конкурентами автокранам?Здесь мы плавно переходим к рассмотрению вопроса о том, насколько автокран и манипулятор являются конкурентами. На самом деле, они скорее занимают каждый свою нишу, которая определяется как грузоподъемностью, так и характером выполняемых задач. Конечно, в настоящее время среди крановых манипуляторов встречаются и такие гиганты, как Effer 3000, способный на максимальном вылете стрелы в 13,6 метра поднять 19,3 тонны груза или PK 200002 L SH производства Palfinger, максимальный вылет стрелы которого может достигать 49 м (самый тяжелый груз, поднимаемый при такой длине – не более 600 кг). Но все парафия КМУ находится в диапазоне 1-8 тонн, при, как уже было отмечено выше грузоперевозках на расстояния, не превышающие нескольких сотен км. Как следствие, аренда манипулятора в Москве и других крупных городах – очень популярная услуга. В отличие от автокрана, манипулятор имеет одну важную особенность – КМУ можно снять с базы и смонтировать на другое шасси. Эта возможность оказалась очень востребована в российских условиях – большинство импортных крановых манипуляторов, особенно японские, используются именно в таком виде – покупается б.у. КМУ в хорошем состоянии и после монтажа манипулятора на шасси грузового автомобиля, получается довольно выгодный вариант по соотношению цена-качество. Кроме погрузочно-разгрузочных работ, кран-манипулятор может применяться при монтажных работах, переезде, использоваться на эвакуаторах и при посадке деревьев и выполнять другие работы, не присущие автокрану. Пожалуй, единственная сфера, где автокраны конкурируют с КМУ - использование в качестве подъемников при установке монтажной корзины. Здесь у автокрана огромное преимущество в возможности поднять люльку на большую высоту и в грузоподъемности, что дает возможность еще и поднять при необходимости груз с помощью лебедки к месту работы. |